Ценообразование и эффективность лицензионных сделок
Определить стоимость/цену лицензии (price of license) достаточно сложно (анализ лицензионной деятельности США и ЕС 1990-х годов показывает, что лишь от 2 до 5 патентов из 100 являются коммерчески состоятельными и высокоприбыльными и только 8-10 патентов из 100 оправдывают затраты на НИОКР; остальные, как правило, приносят убыток и в основной своей массе не находят коммерческой реализации1). Она не может непосредственно выводиться из общей суммы затрат на разработку объекта лицензии, хотя их объемы могут приниматься во внимание в ряду других факторов, влияющих на установление цены предоставляемой лицензии. Это напрямую связано с тем обстоятельством, что предметы лицензионных соглашений носят главным образом нематериальный характер. Например, стоимость НИОКР, передаваемой по лицензии, может составлять, скажем, 10-12 млн долл., цена же лицензии может составить всего лишь 10-20% затрат на НИОКР. При этом каждый доллар, потраченный, например, Соединенными Штатами Америки, Великобританией, Францией и Японией на приобретение лицензии, по своему экономическому результату эквивалентен (без учета фактора времени) инвестированию в собственные НИОКР соответственно 6,2, 3,1, 5,4 и 16,0 долл.1
На размеры цен на лицензии влияет целый ряд факторов, которые в различных лицензионных сделках проявляются неодинаково. В одних случаях определяющим фактором цены лицензии будут, например, конкурентные предложения специализированных организаций/субъектов ВТС, в других случаях конкурентные предложения не будут оказывать существенного влияния на величину цены, поскольку несопоставим уровень предлагаемых конкурентами лицензионных объектов. В то же время предусмотреть все возможные факторы, которые могут оказывать влияние на величину цены лицензии, практически невозможно. Тем не менее, исходя из анализа лицензионной практики, можно предложить учитывать при формировании цены лицензии приведенные ниже факторы, которые для удобства пользования условно разделим на три группы.